ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ВЕСЕЛОВСКИЙ

Алексей Александрович Веселовский родился в 1873 году в с. Губино Можайского уезда. Закончил Духовную Семинарию. До 1908 года работал учителем народной школы, а в 1908 г. был рукоположен в священный сан.

С 1908 по 1911 год служил священником в церкви с. Клементьево Рузского уезда, а с 1911 по 1937 год – в церкви постарая Руза Рузского района.

О.Алексий имел троих детей – сына и двух дочерей. К моменту ареста он овдовел, дети выросли и обзавелись собственными семьями, сын работал в посучково, дочери – в Москве.

Первый раз олексий был арестован в 1930 году. Подробности первого ареста неизвестны. Неизвестны и подробности его духовной жизни. В таких случаях составители, составляя житие новомученика, за неимением большего, анализируют высказывания гонителей и клеветников, отделяя зерна от плевел и пытаясь по протоколам допросов (мученическим актам) по крупицам восстановить духовный облик пастыря-исповедника. Посмотрим, что же вменяется в вину олексию при его втором аресте 29 ноября 1937 г. В характеристике, выданной в органы НКВД председатель сельсовета пишет: «Веселовский Алексей Александрович является служителем культа, как до Революции, так и после Революции, до настоящего времени является священником». Иными словами, в вину олексию вменялось, что он не отрекся от Бога и не сложил с себя священный сан. Одно это уже являлось преступлением перед богоборческой властью.

В обвинительном заключении говорится, что «Веселовский А.А. проводил среди колхозников контрреволюционную агитацию, направленную на срыв всех мероприятий партии и Советского правительства.» Какие же мероприятия партии и правительства мог сорвать один единственный священник? Только мероприятия по борьбе с религией, а такие мероприятия были действительно наиглавнейшими в политике богоборческой власти. Верующие люди, священнослужители и миряне, уже одним фактом своего существования вызывали чувство страшной ненависти у тех, кто смыслом своей жизни поставил разрушение, кто через потоки крови шел к «религии будущего»- религии антихриста. И об этом, видимо, говорил в своих проповедях олексий: «Весь мир покрылся сетью паутины, скоро наступит свету конец…На землю спустился антихрист, скоро будет ставить печати всем, кто служит богоборческой власти…» Пастырь-подвижник не мог не видеть того, как крестьян, некогда самую благочестивую часть народа, насильственно затаскивают в колхозы, отлучая тем самым от церковных богослужений, заставляя работать в воскресенья и праздники и полностью контролируя их личную жизнь. В протоколах допросов слова олексия, что «работать в праздники – грех» рассматриваются как контрреволюционная агитация. Даже из протоколов допросов видно, что у доброго пастыря болела душа за каждого крестьянина: «Что вы работаете в колхозе, все равно ничего не заработаете, а что заработаете, у вас государство отберет, совсем Советская власть мужика обобрала, так стало нечем жить…Вот вы работаете в колхозе, вас и в церковь не пускают, а были бы не в колхозе, вам никто бы не запретил ходить в церковь.» О. Алексий ясно видел, что идет целенаправленное духовное разложение крестьянства и в этой ситуации не мог молчать – «пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин.10,11).

11 декабря 1937 года протоиерей Алексий Веселовский принял мученическую кончину – был расстрелян на полигоне в Бутово.

Источники: Дело N У-19574 ГАРФ, сбор материала – свящ. Вячеслав Осипов

Составитель – протоиерей Игорь Лепешинский

Хостинг от uCoz