Из книги "Памятники архитектуры Московской области":
Выстроена в 1763 г. из кирпича и оштукатурена. Здание центрическое ярусного типа. Квадратный в основании храм с апсидальными выступами по странам света завершен ротондой с полусферическим куполом, опирающимся на подпружные арки. Венчающий барабанчик с главой утрачен. В основе композиции здания лежат приемы, выработанные так называемой "нарышкинской" архитектурой в конце XVII в. При детальной обработке памятника в стиле барокко архитектоника сооружения, разрешение внутреннего пространства, отсутствие вертикальной направленности композиции и замена традиционных восьмериков ротондой предвосхищает художественные концепции архитектуры классицизма. Интересна 2-х ярусная колокольня с двумя фланкирующими ее лестничными башнями. Поставленная в конце XVIII в. отдельно от церкви, она позднее была объединена с ней трапезной, близкой по архитектурной трактовке барочным формам храма.
Клировые ведомости
за 1916 г.
Церковь каменная, теплая, в совершенной твердости с каменной часовней
и каменной оградой.
Престол один во имя Казанския Божией Матери.
Штат священник и псаломщик.
Земли усадебной вместе с погостом 1 дес. 1720 кв. саж., остальная церковная
земля в 1809 г. продана и находится во владении помещицы оного села. За землю
причт получает проценты с капитала 177 руб. 12 коп. в год.
В библиотеке 8 книг.
В 1913 г. построена церковно-приходская школа.
Священник Матвей Михайлович Сергиевский, из духовного звания, 76
лет.
Награжден в 1891 г. набедренником, в 1895 г. скуфьей, в 1899 г. награжден Библией
из Святейшего Синода, в 1901 г. орденом Св. Анны 3 степени, в 1904 г. камилавкой,
в мае 1912 г. наперсным крестом. Имеет медаль в память Александра III, за 50-летнюю
службу награжден орденом Св. Владимира 4 степени.
Обучался в Московской Духовной семинарии, по окончании в 1860 г. курса в 4 классе
уволен в Епархиальное ведомство и 27 ноября 1861 г. определен во дьякона к церкви
Николаевской села Чашникова Московского уезда, где обучал приходских детей с
1861 по 1878 г. и был законоучителем в земской школе с 1878 по 1885 г. 25 февраля
1885 г. определен во священника на настоящее место, где открыл церковно-приходскую
школу в собственном доме и проходил должность законоучителя с 1887 по 1891 г.,
а с 1895 г. проходит должность законоучителя в церковно-приходской школе.
Состоит духовником во 2 половине 2 округа Рузского уезда. Поведения отлично-хорошего.
Жена Александра Ивановна 72 лет. Дети: Иоанн 51 год, священник села Колюбакина
Рузского уезда, Евдокия 45 лет, вдова, Надежда 39 лет, вдова, находится при
отце, Сергей 36 лет, учитель церковной школы г. Рузы, Ольга 34 лет, в замужестве
за рузским мещанином, Евгения 29 лет, находится при отце, Елизавета 28 лет,
учительница церковно-приходской школы села Спасского Рузского уезда, Александра
26 лет, находится при отце.
Псаломщик Дмитрий Никанорович Соловьев, из духовного звания, 24 лет. Обучался
в Вифанской духовной семинарии, по окончании курса в 1916 г. определен во псаломщика
на настоящее место. С 6 сентября 1916 г. назначен заместителем учителя церковно-приходской
школы. Поведения отлично-хорошего. Холост.
Заштатный псаломщик Михаил Григорьевич Беляев, из духовного звания, 73 лет,
находится в Боевской богадельне. Обучался в Звенигородском духовном училище,
по окончании курса в 4 классе уволен в Епархиальное ведомство и определен в
сторожа Звенигородского духовного правления в 1858 г. , откуда 20 июля 1860
г. определен во псаломщика села Поречья Рузского уезда. Уволен за штат 12 мая
1903 г. Жена Мария Ивановна 73 лет живет в Москве в Боевской богадельне (это
богадельня имени братьев Боевых).
Староста с 4 июля 1913 г. помещик села Поречья Владимир Алексеевич Львов. Обучался
в Кадетском корпусе.
Клировые ведомости
за 1850 г.
Священник Иаков Михайлович Миролюбов 37 лет, с 12 февраля 1836 г.
Дьячок Алексей Борисович Греков 42 лет, с 27 января 1825 г.
Пономарь Федор Матвеевич Смирнов 21 года, даты нет.
Клировые ведомости
за 1846 г.
Казанская села Поречья
Дьячок Михаил Иванов Шумов 55 лет, какого года и числа определен к данной церкви
не упомнит , в стихарь посвящен 17 ноября 1806 г.
Пономарь Алексей Борисович Греков с 27 января 1825 г. (В 1850 г. он почему-то
значится как дьячок с этой же даты).
Метрика церкви Казанской села Поречья (1887 г.)
Первоначальное устроение
церкви объясняет медный вызолоченный лист, сохранившийся до сего времени в церкви,
на коем вверху вычеканено изображение Богоматери Казанския на облаках с двумя
по сторонам ангелами, держащими правою рукою над иконою Богоматери следующую
надпись: "Образ Пресвятыя Богородицы Казанския". Внизу под иконой
Богоматери чеканными словами написано: "Помощию Божию сооружена сия церковь
во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновския в лето от Рождества Христова 1763 июля
3 числа".
Каменная.
Сооружена тщанием владелицы оного села генерал-поручицею Марией Петровной Яковлевой
и супругом ее Михаилом Александровичем Яковлевым.
Находится на крутом берегу Москвы-реки.
Сначала была построена в небольшом пространстве 14 и 1/2 арш. в длину и 14 и
1/2 арш. в ширину, от колокольни отделялась каменной стеной. Помещиком же села
Поречья Иваном Алексеевичем Бартоломеем в 1848 г. была соединена с колокольней
каменными стенами.
Построена разносторонним крестом в 1 этаж с одним полукружием
В вышину 29 арш., в длину 27 арш., в ширину 14 арш.
На аршин от бута сложена из белого тесаного камня, а остальное все из кирпича.
Стены выложены сплошной кладкой из толстого кирпича, связи в стенах железные.
Цемент положен тонким слоем. Наружные стены гладкие.
Карнизы устроены из кирпича в виде поясков
Кровля на сводах церкви дуговая, на два ската из железа, окрашена зеленой краской.
Фонарь на сводах с пролетами устроен прямо над сводами, на фонаре имеется шея
с украшениями.
Глава на церкви маковицею, одна, покрыта железом, синей краской окрашена.
Крест железный вызолоченный 4-х конечный с заважнами с цепями спускающимися
к главе, на вершине креста корона, а на подножии полулуна.
Окна продолговатые, в алтаре два окна в один свет. Наличники из кирпича гладкие,
железные решетки устроены в форме колец, которые образуются двумя извилистыми
железными лентами.
Дверей три, расположены они на запад, север и юг, наличники каменные, петли
простые железные.
Паперть устроена с 3-х сторон
Церковь внутри устроена крестообразно. Алтарь от храма каменною стеною не отделяется.
Один придел. Притвор устроен в виде палаты, притвор отделяется от храма глухой
стеной с пролетом.
Своды устроены в виде круговой дуги, без опоры на столбах.
Пол весь плитяной.
Алтарь одночастный, находятся в нем 2 окна, Помост алтаря возвышен на 1 ступень
в 1871 г., а прежде был ровен с помостом храма.
Престол деревянный, его ширина 1 арш. и 4 вершка, длина 1 арш. и 4 вершка, вышина
1 арш. и 6 верш. Сень над престолом резная из дерева, верх ее шатровый.
Горнее место устроено на открытом месте. Жертвенник устроен в одном среднем
с престолом на открытом месте, деревянный, его вышина 1 арш. 5 и1/2 верш., ширина
1 арш.
Вместо старого иконостаса, который был написан на полотне, в 1824 г. устроен
новый резной работы с живописными образами высотой в 3 яруса из дерева, царские
двери устроены с стумбиками в средине, которые вызолочены червонным золотом,
коим же вызолочена и вся резьба, форма верхушек царских врат плоская.
Пред алтарием от одного клироса до другого устроена солея, которая выше помоста
храма на одну ступень, без решетки. Амвон устроен из камня.
На клиросах украшений нет, клиросы продолговатые.
Колокольня устроена в 1783 г. в виде башни тщанием Марии Петровны Яковлевой
под смотрением Николая Михайловича Яковлева месяца августа 21 дня. Из кирпича,
а крыша каменная из лещедьи. Колоколов 5.
Стены церкви расписаны живописным письмом, которое было возобновлено в 1870
г. Церковь расписана вся. Снаружи стен есть иконные изображения в верхней части
храма.
К иконам старинного письма можно отнести следующие: храмовая икона Богоматери
Казанская на серебряной ризе, которой внизу чеканными словами написано: "Изображение
и мера с чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Каплуновския", а на обороте
написано: "Писана сия св. икона 1627 года".
Над царскими вратами в киоте с сиянием и на шнурах и блоках по образцу Киевопечерской
лавры находится икона Успения Богоматери в серебряной вызолоченой ризе с мелким
жемчугом. Внизу вычеканены слова: "Изображение и мера с чудотворной иконы
Успения Пресвятыя Богородицы, что есть в Киево-Печерской лавре". В ней
имеется 4 части Св. мощей, принесена при гробе храмоздательницы Марии Петровой
Яковлевой.
Местный образ Спаса Нерукотворенного принесен при гробе Николая Михайловича
Яковлева. Два серебряные вызолоченные креста, в каждом по 40 частей Св. мощей.
Местно-чтимая икона Макария Египетского.
На иконостасе находятся древние иконы Казанской Божией Матери и Спаса Нерукотворенного
в своем первобытном виде.
Резная статуя, изображающая сидящего в темнице Иисуса Христа в терновом венце
величиною 2 арш. и 4 вершка.
Ответы давал 7 февраля 1887 г. священник Матвей Михайлов Сергиевский 46 лет,
священствует 2 года, воспитывался в Московской духовной семинарии.